Рубрика: «Копилка знаний»


Руководитель студии художественного слова «Веснушки» Светлана Владимировна Котова знакомит Вас с историей развития Нижегородского Театра Юного Зрителя.

«Создайте молодой показательный спектакль, в котором проработаны: каждое движение, каждый жест, каждая интонация. Разумеется, он должен быть в конце этого же сезона представлен самой широкой публике, как ваш самостоятельный свободный труд», — с таким письмом к начинающим нижегородским актерам обратился более 90 лет назад театральный режиссер и актер Николай Собольщиков-Самарин. Молодые актёры откликнулись на его призыв и в 1928 год театр открылся спектаклем - «Недоросль» Д.Фонвизина. Далее, репертуар начал расширяться, так в первом сезоне 1928-29 года были выпущены такие спектакли как - «Недоросль», «Женитьба», «Бедность не порок», «Алтайские робинзоны» и др. Возглавил театр, заслуженный деятель искусств РФ, режиссер Е. Брилль. Заведовать музыкальной частью стал тогда еще начинающий (а в последствие известный композитор России, Народный артист РСФСР, заслуженный деятель искусств РСФСР) А.Касьянов, художником театра был назначен Г.Кигель. В историю театра навсегда вписаны имена первых актеров: А.Д.Арбенина, Е.А.Бойцова, Л.И.Воронская, З.И.Воронцов, К.А.Горина, И. А. Зеленецкая, и др. У молодого театра не было тогда ещё ни своей сцены, ни своего здания. Первые спектакли игрались на сцене Нижегородского театра Драмы. Качественно новый этап в жизни театра наступил с приходом нового режиссёра, заслуженного деятеля искусств РСФСР В. Витальева. Меняется репертуар, приобретающий ярко выраженную тематическую и жанровую направленность. Главенствующее место в нём стали занимать героико-романтические произведения. Зрительский интерес вызывают в это время спектакли «Белеет парус одинокий» В.Катаева, «Падь серебряная» Н.Погодина, «Дон Кихот Ламанчский» Сервантеса, «Снежная королева» Е.Шварца и др. К своему 10-летию Горьковскому областному театру юного зрителя было присвоено имя Н.К.Крупской. Также он наконец получил и своё первое здание на ул. Грузинской (сейчас там располагается театр Комедiя). В начале 40-ых годов открывается новая страница в истории театра. ВОВ внесла свои серьёзные коррективы в творческую жизнь ТЮЗа. Часть актеров ушла на фронт, были организованы фронтовые бригады, театр регулярно давал спектакли и концерты в воинских частях и госпиталях. В это время в репертуаре глубоко патриотические темы: «Партизаны уходят в лес», «Шел солдат с фронта», «Давным – давно», «Бессмертный», «Юность отцов» и др. В общей сложности за время войны ТЮЗ дал 1250 концертов и спектаклей, из которых 226 были показаны в действующей армии. После войны ТЮЗ продолжал работать очень активно. На сцену выходят герои Шекспира, Островского, Лонгфелло, Горького, Лермонтова, Бальзака и др. Театр переживает пору взлета. О его творчестве узнают далеко за пределами города. Ряд спектаклей играется на сцене Кремлевского театра. В это время в театр приходит группа молодых актеров: это будущие заслуженные артисты Н.Тареев, Н.Разумова, Р.Лоицкая, О.Треймут, Н.Славинская и др. Они работают на одной сцене с мэтрами: Е. Ярошенко, А.Крыловой, И.Негановым, В.Сергеевой, К.Кузнецовой. В 50-60 –е годы - Р.Вецнер, К.Кулагин, А.Усов, М.Фомина. 20 лет проработала в театре режиссером Р.Я.Левите (ныне заслуженный деятель искусств, творческий руководитель отделения «Актер драматического театра и кино» в Нижегородском театральном училище им.Е.Евстигнеева). Она поставила около 50 спектаклей. Среди них «Коварство и любовь», «Олеко Дундич», «Слуга двух господ» др. «Театр – это праздник» — таков был принцип нового главного режиссера, заслуженного деятеля искусств РСФСР, Народного артиста РСФСР Б. Наравцевича, который возглавил ТЮЗ в 1970 году. Первый же его спектакль «Три мушкетера» стал настоящим культурным событием города. Наравцевич уделял большое внимание классике: «Двенадцатая ночь», «Сон в летную ночь», «Виндзорские насмешницы» и др. Вторым важным репертуарным направлением стала постановка современных пьес. Заслуживают особого внимания постановки таких спектаклей, как «Бумбараш» А.Гайдара, «В списках не значился» В.Васильева, «Спешите делать добро» М.Рощина, «Бойкот» В.Железнякова. Впервые увидели свет рампы пьесы А.Вампилова, А.Яковлева, М.Розовского, В.Железнякова и др. Шли пьесы горьковского драматурга А.Хазанова «Иначе жить нельзя» (по роману М.Горького «Мать») и «Бал» (о последних днях А.Пушкина) др.Нижегородский ТЮЗ входит в пятерку лучших ТЮЗов страны. Двенадцать с лишним лет театр возглавляла А.Н.Соколова. На смену ей на директорский пост пришла Н.И. Головлева, заслуженный работник культуры РСФСР. К своему 50-летию театр был награжден орденом «Знак Почета» и переехал в новое здание на ул. Горького, где и находится поныне. В середине восьмидесятых в труппу пришли такие актеры, как М.Чернова, О.Фаттахов, С. Щербаков, М.Ильичева, М.Маринина, О.Берегова, др. Сохраняя традиции, Нижегородский ТЮЗ ищет новые художественные пути и формы активного общения со зрителями. Для показа экспериментальных постановок и спектаклей «малой формы» 22 октября 1986 года открылась малая сцена театра. Малая сцена – это не просто вторая площадка для разного рода экспериментов, но и совершенно другой механизм воздействия на зрителя. Здесь актер воздействует на зрителя чрезвычайно сильно. С начала 1987 года в театр приходит новый главный режиссер, заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Государственной премии России им. К.С. Станиславского, лауреат премии им. Н.И. Собольщикова-Самарина В. Симакин. Его спектакли: «Завтра была война», «Принцесса Турандот» и «Сны Евгении» получили высокую оценку критики и стали лауреатами областного театрального фестиваля. В 1991 году главным режиссером был назначен заслуженный деятель искусств РФ Л.Белов. И первый же его спектакль, поставленный в качестве главного режиссера, — «Банкрот» А.Островского — стал первым лауреатом премии г.Н.Новгорода. «Продавец дождя» был тепло принят зрителями и критиками, а исполнительница главной роли засл. арт. РФ Наталья Мещерская получила премию за лучшую женскую роль. Более 30 спектаклей поставил на сцене ТЮЗа актер (сыгравший более 50 спектаклей) и режиссер,засл.арт.России К.Кулагин. Среди них спектакли: «Аленький цветочек» С.Аксакова, «Снежная королева» Е.Шварца, «Красная шапочка» Е.Шварца, «Остров капитана Блада» др. В 2001 году по приглашению Департамента культуры Нижегородской области и директора театра Н.И.Головлевой заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Государственной премии России им. К.С. Станиславского, лауреат премии им. Н.И.Собольщикова- Самарина В. Симакин вернулся в театр юного зрителя на должность главного режиссера. Именно в этот период, с 2001 по 2006 год, он создает лучшие свои спектакли:«Вишневый сад» был признан лучшим спектаклем года, а В. Симакин награжден Дипломом «Творческая удача» и премией г. Нижнего Новгорода. «Блин-2» А.Слаповского, созданный в сотрудничестве с нижегородским движением «Молодежь против наркотиков» был участником и дипломантом фестиваля «На пороге юности» в г. Рязани в 2004 г. В 2006 г. главным режиссером Нижегородского ТЮЗа назначен Заслуженный деятель искусств, лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» В Кокорин. В труппу пришли многие молодые артисты – его ученики, а также выпускники Нижегородского театрального училища, которые сегодня активно заняты в репертуаре наряду с такими мастерами, как Народный артист РФ Леонид Ремнев, Заслуженные артисты РФ Людмила Павловская, Евгений Калабанов, Анатолий Чухнов, Ирина и др. Показ лучших спектаклей фестиваля «Новая драма» на сцене ТЮЗа объявил о начале проекта «ARTстАРТ», в рамках которого театр планирует показ на своих площадках российских и зарубежных художников, работающих в различных сферах искусства. В сентябре 2007 г. Нижегородский ТЮЗ провел IX Всероссийский фестиваль «Реальный театр». В новых поисках театра большую роль сыграл В. Золотарь (номинант престижной национальной театральной премии «Золотая маска — 2009»), назначенный в 2008 году главным режиссером Нижегородского ТЮЗ. В. Золотарь не боится экспериментировать с художественной формой и находится в постоянном поиске современного языка общения со своим зрителем. Он поставил спектакли «Собачье сердце» М Булгакова, «Король Лир» У Шекспира, «Приключения Тома Сойера» М Твена, привлекшие большое внимание не только зрителей, но и театральных критиков. В 2012 году по приглашению директора театра Гарьянова Александра Сергеевича, главным режиссером ТЮЗа стал Виктор Львович Шрайман, номинант престижной национальной театральной премии России «Золотая маска» в номинации «Лучший спектакль драматического театра» (2000 г.) за постановку «Кто боится Вирджинии Вульф?» Э.Олби. Председатель экспертного совета Премии имени заслуженного деятеля искусств РСФСР профессора М. М. Королёва (СТД РФ), вице-президент Международного театрального фестиваля «КукАrт», член жюри национальной театральной премии «Золотая маска» (2002, 2008, 2013 г.), член Комиссии по театрам кукол СТД РФ. Виктор Львович Шрайман - российский театральный режиссёр, актёр, педагог, критик, один из ведущих отечественных специалистов в области театра кукол, основатель и первый главный режиссёр легендарного Магнитогорского театра куклы и актёра «Буратино». Наиболее значительные постановки: «Ужин дураков» Ф.Вебера, «Визит» Ф.Дюрренматта, «Операция «Память» В.Дурненкова, Ю.Алесина, «Абонент безумно счастлив!» др. С 2008 по 2015 гг. спектакли и артисты театра неоднократно становились лауреатами престижных театральных премий. Все эти годы театр старался сохранить лучшие традиции, поэтому в его афише сегодня русская и зарубежная классика, сказка и острая современная пьеса: «Бременские музыканты», «Спящая красавица», «Ночные пляски», «Летучий корабль», «Бемби», «Кот в сапогах», «Операция «ПАМЯТЬ», «Волшебные кольца Альманзора», «Птица Феникс», «Похищение Джонни Дорсета», «PRO собак», «Собачье сердце» и многие другие. В Нижегородской культурной жизни ТЮЗ уже давно занял прочное место. Он по праву вызывает интерес и любовь молодого зрителя, и серьезное внимание опытных театралов города.

Недавние посты
Архив
Поиск по тегам
Тегов пока нет.
Мы в соцсетях
  • Facebook Basic Square
  • Twitter Basic Square
  • Google+ Basic Square